orion4 (orion4) wrote,
orion4
orion4

Category:

Паровозы

Фото разных лет но мои,букафф много и все не мои:)
А не поговорить ли нам немного о паровозах,вернее о топке и угле)
В помощь нам послужит глава из книги "Повседневная жизнь Российских железных дорог" Алексея Вульфова
За долгие годы существования паровой тяги среди парвозников возник профессиональный фольклер,не смотря на адски тяжелый труд,они любили свою работу,гордились ей и когда прошла эра паровозостроения,многие ушли,так и не смогли пересесть на тепловозы и электровозы

1.Под поезд подъехал-бушует котел,
Помощник все в топке шурует,
Мехник веселый сегодня пришел,
Кочегар как обычно танцует.

Кругом обежал и все буксы залил,
И только поставил масленку,
Веселую песню себе он запел,
Помощник кричит "Давай звенку"

Вот поезд готов и жезло принесли,
Механик дает отправленье
Поршня за работу свою принялись,
Из кранов раздалось шипенье.

Последняя стрелка мелькнула вдали,
Раскинулась даль перегона,
Товарищ помощник поменьше бросай,
Что б не было нам пережега!

До места доедем,снабдимся водой,
И топку почистим мы дружно.
Дежурный скорее жезло подавай,
Нам вечером к девушкам нужно...
Эта песня из профессионального фольклера паровозников,созданная в 1940-50 годах и исполнялась она на мотив "Раскинулось море широко"
Да,был целый фольклер паровозный.Вот хотя бы эта песня-"Под поезд подъехал-бушует котел" все это передавалось из уст в уста,и не только желание повеселиться чувствуется в этом.Любовь к небезопасной,тяжелой работе,к паровозу как к живому существу,требовало как бы второго слоя над процессом труда,требовало своей,пусть грубоватой и забористой,но особой культуры.Как обычно говорили,вот идет паровоз и валит из трубы черный дым"Медведя пустил,Цыганка развел,Ведьму задал"
Идет поезд с натугой,отсечка грохочет-"Во как,с музыкой идет!Аж труба с небом разговаривает!"И это не жаргон,это фольклер ремесла.
"Под поезд подъехал бушует котел,
Помощник все в топке шурует..."
Паровозники не говорят "прицепился к поезду" они говорят "въехал под поезд"
Слова Помощник и Кочегар ровесники  "сухопутного парохода".Надо сказать что кочегар не бросает уголь в топку,это делает только помощник как более опытный,а на кочегара ложаться всякие вспомогательные обязанности,он смазывает буксы,набирает масло и воду,подгребает уголь из тендера в лоток.А задача помощника держать пар должного давления,а это большое искусство особенно при плохом угле.Недаром за хороших помощников машинисты дрались как пацаны:)

2.Потому в песне и поется что котел "бушует" то есть огня и пару приготовлено достаточно,а помощник " все в топке шурует",потому что если он не сделает на колосниках горящий слой топлива,после трогания с места и разгона,может не хватить пара

3.Угли для топки давали разные,и далеко не самого лучшего качества особенно при советской власти,когда началась интенсивная индустриализация, хороший уголь забирала промышленность.Для топки паровозов использовались низкосортные угли которые очень плохо горели и портили котел изгарью,уносом и мелочью.Для добычи таких углей приходилось открывать и использовать множество шахт.Один из примеров-бурые угли подмосковного бассейна.Паровозники называли их "Москва".Они очень слабо горели,оставляли большое количество шлака,из за чего приходилось часто чистить топку в пути и с жигать их нужно было в огромном количестве

4.Знатный тульский машинист Коробков после войны применил метод отопления паровозов ФД бурыми углями,метод заключался в том,что бы завалить топку этим углем по самую шуровку слоем в 30-40 см,только тогда можно было добиться высоких температур.
 Хорошего угля паровоз расходует раза в четыре меньше чем плохого при одинаковых поездных условиях,так что трудно сказать что лучше,добывать в громадных количествах "землю" или давать на паровозы хороший калорийный уголь,от которого всем хорошо,и бригаде и паровозу и народному хозяйству,потому что изнашиваются паровозы намного меньше и расход совсем не велик.
Царь давал на паровозы только превосходные угольные брикеты "кардиф" или хороший донецкий уголь,не путать с донецким антрацитом!Антрацит,который имеет самую высокую температуру горения,при этом имеет опаснейшее для паровоза свойство-он плавится и заливает колосники таким слоем,что если застынет становится таким прочным,как металл.После такого случая колосники в депо вырубали отбойными молотками.Воздух через такой панцирь не проходит и огонь в топке гаснет.Паровозники говорили,зашлаковали топку или залили колосники.Поэтому топить антрацитом это искусство,нужно знать,когда и как его подбросить,когда вовремя горящий слой антрацита провалить в зольники,пока он не затянул колосники нежно-голубым дрожащим желе.

5.Сортов углей существует множество.Лучшими считались ПЖ-паровично-жирный,название говорит само за себя:),Г-газовый,Д-длиннопламенный,СС-слабоспекающийся,ОС-отягощенно спекающийся,
Уже по цвету пламени и по запаху можно было определить какой уголь горит.Хороший уголь густо горит.лохие угли "Москва",Т-тощий,АРШ-антрацит-рядовой-штыб.Что такое штыб?Угли делились не только по сортам,но и по размеру-плита,крупный,кулак,орехсемечко,и самый мелкий-штыб,то есть почти что пыль.Про плохих людей паровозники говорили "Не человек,а штыб".Большая часть штыба вылетала в трубу или пригорала к трубам в котле портя их.АРШ сильно уносились,плавились и при этом сильно вредили паровозу.Некоторые угли при забросе в топку обильно смачивались почти что в кашу,иначе половина порции уже при заброске сразу же улетало в трубу как пыль,это и называлось-унос

6.Кидать уголь нужно было так,что бы он ложился на колосниках ровным слоем,а по краям побольше,с добавкой.Кидать нужно вовремя,без лени,несколько недоброшенных лопат могли привести к остановке на подъеме по нехватке пару.Когда паровоз шел в режиме тяги,то есть регулятор открыт,кидали в прихлопку,кочегар открвал на время броска топку и сразу же ее захлопывал,это делалось для того,что бы не пускать в топку холодный воздух,он вредно действовал на котел.

7.Опытные помощники ,чувствующие уголь,знали когда и сколько его подбрасывать,отопление паровоза это искусство-кидать не больше,а как мраз меньше "Помощник поменьше бросай
Что б не было нам пережега..."За экономию угля очень хорошо платили.В 50-х годах только за экономию можно было получить до тысячи тогдашних рублей в месяц к основной зарплате,громадные деньги!Паровозники называли ее третья получка(премия за экономию по третьим месяцам)
Понятно что такая экономия сопровождалась огромным количеством уловок и обманов,созданием на тендере потайных ложбин и прочих профссинональных секретов.Разумеется была подкуплена или задобрена работница угольного склада

8.Слово шурует пошло от слова шуровка,отверстие в котле для заброски топлива
Прошуруй топку и просифонь что б баланец загремел,то есть сначала прокидай как следует,потом открой сифони сильно разожги пламя,что бы баланец загремел,то есть с ревом открылся предохранительный клапан котла от избытка давления пара,что было категорически запрещено..Шуровать топку-это не ворочатьтам скребком,а именно кидать в нее уголь

9.До рволюции,в Гражданскую,а в прифронтовой полосе в Великую Отечественную,паровозы на многих линиях топили двухметровыми дровами,потому у старых паровозах шуровки круглые-под форму полена,потом их стали делать овальными,под лопату.Дров в России было много и стоили они дешево,но для мощных паровозов с большими топками они не годились,слишком высок был расход.На средней мощности паровозах серии Э за 70 км пути с поездом сжигали полный тендер березовых дров,а осины на этот километраж не хватало

10.Ручное угольное отопление паровозники называли Стокер Горбачева" то есть горб на котором зиждиля весь путь,иногда по 18-20 тонн угля перебрасывали в один конец на одном горбу,Причем в военное время на девичьем,потому как мужиков на паровозах не хватало.
Когда Кагановичу доложили что топка на паровозах СО достигает 6 кв м.- предел износа человека при ручном отоплении и надо бы оборудовать паровозы стокером,тот только ухмыльнулся-наши Ианы и на горбу протопят,и нечего расходовать дорогостоящие материалы,вот так и топили в жарких казахстанских степях,прибывая в оборотное депо,помощники иной раз валились на пол без сил с кровью из горла от натуги
После войны Кагановича сняли и все таки решили поставить на СО стокеры,и он стал СОм,что означало,с механическим отоплением

11.На мощных паровозах ФД или ИС,у которых колосниковая решетка имеет площадь кухни стандартной квартиры в хрущевке,без стокера езить вообще нельзя,хоть и были скареды среди машинистов,которые заставляли свою бригаду ехать на лопате,ради того что бы съэкономить и заработать.Иные соглашались,но после первой же поездки сбегали от такого машиниста

12.Чще всего топили не каким то одним сортом угля,а смесью,такой способ приводил к образоваию множества....любовных историй и часто семей)))
Хорошего угля на складе всегда было мало,а паровозники стремились полуить его побольше.С работницами угольного склада затевались романы,им привозили конфеты и печенье,их водили на танцы и в ресторан.Положено давать на паровоз одну банку (ковш грейферного крана) жирного угля,а все остальное какая нибудь дрянь типа земли "Москва" которая не горит а тлеет,с ним ни пару ни жару.Вот подойдет машинист к девушке крановщице,ласково за талию обнимет,протянет коробку конфет столичных шоколадных,да попросит "Сыпани ка мне Любушка пару банок жирного".Тут у "Любушки" возникает потенциальный шанс устроить свою судьбу с машинистом курьерского паровоза,что не редко и происходило.А она уж конено ради такого случая сыпанет лишнюю банку,ей не жалко,а уж как дальше будет,как получится)))
Подходя с поездом к подъему,уверенно себя чувствует бригада,с лишней банкой жирного подъем они преодолеют и пару им хватит.Заветную эту банку высыпят в определенное  место на тендере,что бы добраться до нее когда будет нужно

13.Помощник в дорогое немного приоткроет дверцу в шуровке,схатит лопату,прикроет ею шуровку,да глядит в каком состоянии топка,нет ли прогаров или завалов,нет ли темных или светлых мест,не началось ли плавление золы,шлакования,не наделано ли могил и ям,если не прикрыть лопатой ничего и не увидишь,пламя слепит.Кидать нужно уметь,после первого броска слепнешь и уже не видишь лотка и уголь черпаешь только по наитию.кидают так,сначала в дальние углы,потом ровно по всем колосникам,потом по ближним углам и под самую шуровку.В углы кидали большие куски,где они медленно калились и хорошо регулировали равномерность жара,а посередке должна быть скатерть-ровный светящийся слой.Прогары подлежали немедленному заполнению,а завалы разравниванию.

14.Едут-смотрят в смотровые окошки какого цвета пламя,что бы лишний раз дверцу не открывапть и топку не студить,Если оно светлое и и бесцветное и жаром не тянет,значит мало горения,надо подбросить,Если ярко-соломенное  или оранжево-рыжее и сияет как солнце_тогда порядок

15.Вот такая наука!А ведь это малая часть ее.Топили и сланцем и торфом.а в Гражданскую были случаи когда Ов топили воблой.Топили и изгарью и прочей землей.Навалят полную топку Москвы а сверху антрацитовые плиты,которые раскаляются как куски руды в мартене,пару в котле навалом,а когда антрацит начнет плавится и заливать слой,все вмксте,одной спекшейся массой провалят в зольник не дав забиться сечениям колосников,Главное успеть сделать это вовремя

16.А сколько раз вставали на перегоне зашлаковав топку,заливали колосники,теряли пар,адова работа!

17.А как в топку лазили,в горячую топку.Провалится скажем колосник,а ехать надо,да и в зарплате за внеплановый заход на ремонт никто пострадать не хочет.Надевает на себя помощник два ватника,две пары рукавиц,закутывается,забинтовывает лицо,оставляя лишь щелочки для глаз (брови все равно сгорали,а угольный налет под глазами паровозников оставался навсегда),обольют его водой-тщательно,насквозь.Горящий слой сгребают в сторону от провалившегося колосника,расчищают место для работы,насколько могут снижают давление пара в котле,уменьшают и температуру в топке,в шуровку просовывают доску или полушпалок,что бы по ним можно было сползти на колосники на расчищенное место.И человек медленно сползает в самое пекло.Там он очень аккуратно,без резких движений,успевает сделать две-три манипуляции,например опустить лист железа на место провалившегося колосника,и его немедленно вытаскивают за ноги к этому моменту,спустя какие то секунды одежда на нем уже дымится.Главное не прозевать момент когда его надо вытаскивать,иначе он там мог потерять сознание.Тяжелее всего это было проделать на паровозах с небольшими и жаркими топками.
Редко какой машинист или помощник из настоящих паровозников не лазил в топку!

18."Механик веселый сегодня пришел,кочегар как обычно танцует..."
Самое большое заблуждение историков-что работа паровозников была образцом порядка и дисциплины
Работники были опытными,но насчет дисциплины....

19.Аварии и крушения были часты,особенно в 20-30 годы,но и впоследствии хватало.Надо сказать что старые машинисты хоть и назывались механиками,имели всего по два класса образования,брали больше опытом чем теориями,были окружены почетом и уважением,имели прекрасную зарплату,правительственные награды и пользовались обилием всяких льгот.Все это давало им чувство превосходства и уверенности,а в чем то и безнаказанности,потому пьянство на паровозах было весьма распространено.В среде московских паровозников ходили легенды о дейстительно существовавшем в сороковых годах машинисте Макарове,который был разжалован из высокого начальства за пьянство и буянство, и тем же занимался на паровозе,причем приходил на работу в своей прежней генеральской фуражке,пока ее где то не потерял

20.Наиболее знаменитые эпизоды из паровозной саге о Макарове-с летчиком и про пивной ларек.
Однажды,после войны,попросился на Киевском вокзале к Макарову на паровоз военный летчик,весь в орденах,доехать до Малоярославца.Ну и сказал тот летчик,мол мы в небе герои,а вы что на этом самоваре-что?!Макаров послал кочегара,дав ему денег,в магазин за водкой,тот принес.Как отправились с Киевского,Макаров начал пить угощая летчика,ну и в раж вошел,регулятор в пятку,реверс на площадку,и достиг невероятной скорости и тряски,от которой кочегар с помощником чуть на пол не повалились,а летчик от страху чуть не обгадился "А ты говоришь на самваре,тут страшнее чем у вас будет,орал Макаров,и пил из горла забыв о дороге,станции где надо было останавливаться проезжали мимо,дежурный по станции Шемякино звонит в Малоярославец,мол пьяная бригада,вызывайте милицию.Как пришли и остановились,милиция полезла на паровоз,а это была Сушка.стал он от них отбиваться лопатой,но все равно скрутили

21.Из Москвы Киевской его уволили и попал он в депо Великого Почина на сортировку.Едет в Рязань на Лебедянке с товарняком,лето,жара,и захотлось ему пива,а где дачи в районе Малаховки,как раз у путей пивной ларек и очередь,Макаров встает на перегоне,и посылает кочегара с баклажкой за пивом.Тот возвращается пустой,мол не пускают без очереди,Макаров враз озверел,как это так не пустить паровозника!Подъезжает паровозом сттрого напротив ларька,и сносит его потоком пара из Эверластинга,прям вместе с продавщицей.После чего Макарова уволили уже окончательно

22.Пьянство на паровозах было явлением распространенным,но не следует его и преувеличивать,не особо там и запьянеешь,а в сильные морозы сто грамм не повредят.В те годы не было еще медосмотра,а в столовых и ларьках паровозных депо продавали в розлив и пиво и водку

23.Если в песне поется что кочегар "Как обычно танцевал",значит бригада была не прочь малость приложиться перед рейсом
"Только лишь выедем мы на Лебеде под поезд Кострома-Киров,рассказывал один кочегар,как я уже от имени всей бригады бегу в магазин и набираю по карманом чекушек,одну выпиваю прям у себя на тендере,потом все вместе,и хорошо на веселом тоне прибывпаем в Галич

24.И не смотря на все это веселье,делали все что требовала дорога и паровоз-а требовали они многое,и приводили поезд в пункт назначения по графику,и паровоз в чистоте содержали.Паровозы были закреплены за бригадами и работали на машине одни и те же лица

25.На уход за паровозом не скупились,это был дом родной,любили его.
"Кругом обежал он и буксы залил.."
Все правильно,нужно было обежать вокруг паровоза и убдиться что все смазано и инструмент не валяется нигде.А смазывать только с одной стороны надо было 20 точек

26."Вот поезд готов и жезло принесли"
Поезд готов,кондуктора расположились по составу,хвостовые сигналы развешаны,тормозные башмаки из под колес изъяты,воздушные тормоза опробованы,главный кондуктор документы и маршрут получил и залез в вагон,осмотрщики состав осмотрели,принесли жезл.Пора в дорогу!

Друзья мои,надеюсь было интересно,у кого хватило сил и терпения все это прочитать,тот молодец))))))))
Tags: Паровозы
Subscribe

  • Весенние автомобили

    1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Весна уже совсем скоро))))

  • Город ночью

    1.Из прошлого,почти забытого))))) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.…

  • Леди и велосипед)))

    1.Однажды жарким и солнечным летом собрались леди прокатиться на велосипедах,и вот что из этого получилось)))) Стимпанк нынче в моде)))) 2.…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 121 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Весенние автомобили

    1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Весна уже совсем скоро))))

  • Город ночью

    1.Из прошлого,почти забытого))))) 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.…

  • Леди и велосипед)))

    1.Однажды жарким и солнечным летом собрались леди прокатиться на велосипедах,и вот что из этого получилось)))) Стимпанк нынче в моде)))) 2.…